Ваш город:

СПО сегодня и завтра

28 июн. 2017 г.
1
3058

Не секрет, что учеба в институте не дает практического опыта, а теория, оторванная от практики, не поможет стать профессионалом. Именно поэтому российское общество и правительство в последние годы все чаще обращают внимание на то, как обстоят дела в системе СПО? Давайте и мы сегодня поговорим о перспективах средне-профессионального образования.

СПО сегодня и завтра

Говоря о сегодняшнем дне в системе среднего профессионального образования и его будущем, нельзя не коснуться недавнего прошлого, ставшего предпосылкой нынешнего положения дел. В течение второй половины двадцатого века в обществе сформировалось устойчивое мнение о том, что только диплом об окончании ВУЗа раскрывает большие горизонты в жизни. Отчасти такое представление было продиктовано реальной потребностью в специалистах высокого уровня: в то время, в силу объективных причин, рынок труда испытывал такой дефицит.

Параллельно, на фоне всеобщего стремления выпускников школ и их родителей "выбиться в люди" и получить заветный диплом ВУЗа, любой ценой и за любые деньги, складывалось ложное представление о снижении значимости рабочих профессий, особенно, требующих тяжелого ручного труда, при полном отсутствии автоматизации и механизации. Но экономика не может успешно развиваться только усилиями специалистов высокого уровня. Работа медицинского учреждения невозможна без лаборантов и медсестер, государственного учреждения – без делопроизводителя, и так далее.

Другими словами, миф об исключительной важности специалистов с дипломом ВУЗа не выдерживает даже поверхностной критики. И, если говорить откровенно, учеба в институте не дает практического опыта, а теория, оторванная от практики, не поможет стать профессионалом. Именно поэтому российское общество и правительство в последние годы все чаще обращают внимание на то, как обстоят дела в системе СПО? Давайте и мы сегодня поговорим о перспективах средне-профессионального образования.

Ответственность и выбор

Многие специалисты говорят о том, что систему СПО нельзя переводить на рыночные отношения. Они убеждены, ориентированность на рыночные отношения в системе высшего образовании изначально была ошибочной потому что:

  • "Платные дипломы" не гарантируют качества знаний и высокого уровня подготовки специалистов;
  • Абитуриенты, поступившие в ВУЗы на платной основе, взяли на себя ответственность, как минимум, за свое дальнейшее трудоустройство;
  • Активная подготовка "платных специалистов" с дипломами ВУЗов привела к переизбытку кадров высшего звена и дефициту выпускников средних профессиональных учебных заведений;
  • Платная форма обучения вывела за рамки систему распределения молодых кадров, которая создавалась для того, чтобы регулировать рынок труда и уделять внимание молодым специалистам.

Рыночные отношения в образовании были продиктованы всеобщим кризисом системы, экономики и власти. Бюджетные отрасли, поставленные на грань выживания, вынужденно переориентировались на основной закон рынка: спрос рождает предложение.

Такой маркетинговый ход не умаляет ответственности государства за состояние важнейшей сферы экономики и общества, но здесь уместно задать справедливый вопрос: разве не этого добивалось само общество, интересам которого служит государство?

Поэтому, молодые люди должны выбирать не диплом, а профессию и свое будущее. Не стоит забывать простые истины: кризисы приходят и уходят, времена меняются, и выбор есть всегда.

СПО – реальность и перспективы

Система СПО, худо-бедно продержавшаяся "на плаву" все эти годы, пережив всеобщий кризис, вновь попала в поле зрения государства. Яркое подтверждение тому – постепенное ежегодное увеличение количества бюджетных мест в колледжах и техникумах, в то время как уровень платного обучения в ВУЗах не снижается.

Такая тенденция указывает на возрастающую потребность в рабочих кадрах в государственном секторе, что, в свою очередь, гарантирует трудоустройство после окончания колледжа или техникума. В первоочередном списке потенциальных работодателей – крупный бизнес: Росатом, РЖД, Сбербанк, Газпром, крупные региональные концерны и холдинги.

К слову, частный бизнес высоко оценивает уровень подготовки выпускников колледжей и техникумов, отмечая, что по некоторым ведущим специальностям они легко конкурируют с выпускниками университетов.

Переломный момент в системе СПО наступил и уже обозначил прогрессивные перемены. Развитие технологий изменило условия работы специалистов среднего звена в промышленности, тяжелый неквалифицированный труд становится вчерашним днем, а предприятия все больше нуждаются в операторах, умеющих управлять сложной техникой, уверенно владеющими основами программирования, владеющими иностранным языком.

Первоочередная задача средних профессиональных учебных заведений – изменение и усовершенствование учебных программ, поднятие на уровень, отвечающий новым запросам индустрии и экономики в целом. Перед МОН РФ вновь встал вопрос, от которого в период кризиса, казалось, удалось уйти: усовершенствование материально-технической базы обучения, обеспечение квалифицированными кадрами всей системы СПО.

Учитывая вновь обращенное внимание государства на проблемы образования, есть надежда, что первая задача будет решена в самое ближайшее время. Что касается кадрового вопроса, то в количественном составе на сегодняшний день недостатка нет, а вопрос о повышении квалификации вполне решаем внутри самой образовательной системы, и работа в этих направлениях успешно ведется.

Преимущества получения образования в системе СПО

Часто молодым специалистам, при приеме на работу приходится слышать от наставника: "Забудь, чему тебя учили, начинаем учиться заново". У выпускника среднего профессионального учебного заведения проблем с использование теоретических знаний на практике, как правило, не возникает. А все потому, что система СПО изначально ориентирована на обучение практическим навыкам профессии, в то время как специалистов ВУЗов готовят по программе, которая в значительной степени сконцентрирована на теории.

Овладев основами профессии, специалисты среднего звена, как показывает опыт, лучше подготовлены к усвоению теоретических знаний. Это значит, что увеличиваются шансы для дальнейшего профессионального роста. При желании, выпускник колледжа может продолжить обучение в институте, имея за плечами трудовой стаж и опыт, а также полностью осознав свой выбор.

При этом специалист, имеющий за плечами средне-профессиональное образование, может рассчитывать на поддержку государства или предприятия, выдавшего направление на учебу. Стоит напомнить, что доступность СПО гарантирована Законом "Об образовании РФ", и его требования сегодня неукоснительно соблюдаются.

Среди главных преимуществ получения средне-профессионального образования – достаточно высокий уровень заработной платы. Несмотря на высокую квалификацию, выпускники ВУЗов должны подтвердить ее на практике, прежде чем рассчитывать на высокую оплату труда. По некоторым "рабочим" специальностям (автомеханик, слесарь, сварщик) заработная плата достигает более чем среднего уровня, так как эти профессии наиболее востребованы.

Где учиться?

К средствам, выделяемым государством на развитие СПО, прибавляются дополнительные суммы из регионального бюджета, и их объем может быть разным, в зависимости от специфики региона, главной отраслевой ориентированности. Так что, если не планируется смена места жительства, то сначала изучите возможности получения профессии в регионе проживания – это увеличит шансы на востребованность профессии, карьерный рост, повышение заработной платы. Как говорится, не место красит человека, а наоборот.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Инновационная школа RYBAKOV MOSCOW откроется в сентябре 2025 года. Как она изменит подход к обучению?
Предназначение новой школы — создать лучшее будущее благодаря сообществам молодых неравнодушных, энергичных и умелых людей, раскрывших свои таланты в ..
Инновационная школа RYBAKOV MOSCOW откроется в сентябре 2025 года. Как она изменит подход к обучению?
21 нояб. 2024 г.
0
193
Совещание, посвященное приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства РФ
Как сообщает Министерство науки и высшего образования РФ, сегодня глава ведомства Валерий Фальков и гендиректор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов про..
О приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства России
21 нояб. 2024 г.
0
183
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин на стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования»
В рамках прошедшей сегодня стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования» под председательством премьер-министра РФ Михаила..
Премьер-министр РФ заявил о необходимости повышения качества образования
19 нояб. 2024 г.
0
1153
Комментарии
Ann Nazaretyan
Гость
10 нояб. 2017 г., 11:35

опоздали с СПО лет на 10, а то и на 15 ...

Даниил Черняновский
Гость
10 нояб. 2017 г., 11:35

Почему?

Ann Nazaretyan
Гость
10 нояб. 2017 г., 11:36

Потому что специалистов этих должно быть втрое больше, чем инженеров или врачей или ... ну и так далее, для спокойного и правильного функционирования экономики, а может и в 5-7 раз, если представить себе идеальную картину, что у нас, как в СССР не стало бы людей, у которых вообще нет профессии, никакой. А для такой массовой работы нужно и соответствующее количество спецов, которые будут этим профессиям учить. И где те спецы? Под дождем из травки вырастут, как грибы? У меня соседка была, отличный преподаватель электротехники. Электрики у нее выпускались для авиационной промышленности и т. д. Где она, ну... 20 лет как в Америке. Короче, кто где...

Нина Александровна
Гость
10 нояб. 2017 г., 11:36

Лучше поздно, чем никогда

Оставить свой комментарий

Ваш город: