Ваш город:

Причины популярности онлайн-школ

05 мая 2019 г.
0
149

Предлагаем вам разобраться, насколько обоснованы слухи об уникальности нового поколения, и как связаны когнитивные способности «поколения Z» с возрастающей популярностью онлайн-обучения.

Причины популярности онлайн-школ

В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа школьников, обучающихся дистанционно. Общество, под влиянием недобросовестных СМИ, желающих заработать на сенсации, склонно рассуждать о том, что такие изменения связаны с цифровизацией поколения «Z» - детей, родившихся в ХХI веке.

Действительно, современные дети адаптированы к условиям, которые их окружают сегодня. И было бы странно, если бы ребенок, в силу своего природного любопытства, не интересовался «игрушками», окружающими его на каждом шагу – смартфонами или айфонами, планшетами, электронными книгами и другими достижениями общества эпохи цифровых технологий. И еще более странно было бы, если бы современные дети не воспользовались гаджетами для получения образования.

Исследование НИУ ВШЭ: мифы и реальность

В 2015 году в публикациях компании Microsoft проскользнуло утверждение, что по сравнению с 2000 годом (до эпохи всеобщей компьютеризации) концентрация внимания современных людей снизилась вдвое. Маркетинговый ход всемирной компании моментально подхватила «желтая пресса», не желая оставаться в стороне от «сенсации» и увеличения рейтинга популярности, тиража, а, следовательно – прибыли.

Не потеряли здравого смысла специалисты Института образования ВШЭ, которым пришлось провести исследование, чтобы успокоить взбудораженное общественное мнение. Результаты оказались вполне ожидаемыми:

Стереотип или миф о новом поколении, его многозадачности, большей склонности к суициду и более высокому уровню цифровой грамотности, подтвердился лишь отчасти. Конечно же, современные дети, живущие в окружении цифровых технологий, овладевают навыками ПК раньше, чем начинают ходить и говорить. Но, если бы дети предыдущего поколения имели возможность познакомиться с мобильным телефоном мамы, а не с погремушками, то старшее поколение проявило бы не меньший интерес к окружающей действительности. К тому же, по данным НИУ ВШЭ, современные взрослые не уступают «продвинутым» школьникам в успехах по освоению «цифры», несмотря на то, что в силу возрастных психологических способностей, родителям учиться сложнее, чем детям.

Главным итогом проведенного исследования можно считать вывод о том, что распространение слухов о стереотипах поколений вредит подросткам. Последствия маркетинговых лжеисследований и погоня за сенсациями могут негативно повлиять на будущем подростков: мифы об их исключительности далеки от реальности. Ведь, каждое поколение отличается от предыдущего именно в силу движения прогресса.

Причины популярности онлайн-школ

Из всего вышесказанного следует, что появление и возрастающий спрос на онлайн-обучение – признак технологического прогресса. Дистанционное или домашнее обучение детей, в разных формах, тоже существовало всегда. Дидактический материал и технические средства обучения второй половины ХХ века сильно удивили бы современных школьников. Ведь, их родители, бабушки и дедушки учились считать на палочках, счетах, не имея представления даже о калькуляторах. «Цифра» стала главной приметой времени, как, когда-то, копья и луки, колесо, часы и другие неотъемлемые, ставшие незаметными, предметы современного быта.

Дальше: популярность онлайн-школы слишком преувеличена. Хотя, необходимость дистанционной формы обучения отрицать нельзя. Рассмотрим некоторые факты. Так, в самых известных онлайн-школах России обучается, в общей сложности, около 9 000 детей, а всего в России дистанционное образование получают, примерно, 100 000 школьников.

Надо заметить, что некоторые дистанционные школы отказались предоставить информацию о количестве учащихся.

Не секрет, что в системе образования, как и в любой сфере услуг, присутствует рыночный сегмент. То есть, спрос рождает предложение. Достаточно беглого просмотра рекламы в интернете, чтобы понять: предложений обучаться и получить самые «настоящие сертификаты» в онлайн-школах или дистанционных курсах – более чем достаточно. Часто такая реклама – способ получения дохода, который легко скрывается от уплаты налогов.

Поэтому родители, желающие обучать ребенка дистанционно, должны отдавать себе отчет, что их выбор может оказаться не только бессмысленной тратой денег, но и отрицательно сказаться на ребенке. Выбирая школу, по крайней мере, нужно поинтересоваться наличием разрешающих сертификатов, регистрации в государственных органах контроля.

Безусловно, запрос на дистанционное обучение существует, по объективным причинам, например:

  • Для одаренных детей, занимающихся спортом или музыкой, участвующим в гастролях или соревнованиях;
  • Для желающих обучаться по специализированным программам;
  • Для детей, проживающих в отдаленных районах вместе с родителями, в сложных климатических условиях;
  • Для детей с ограниченными физическими возможностями.

Кроме перечисленных причин популяризации дистанционного образования, специалисты называют другие важные причины:

  • Доступность образования, создание равных условий, при которых родители и сами ученики могут рассчитывать на выбор лучшего преподавателя и учебной программы, находясь в любом уголке мира;
  • Считается, что онлайн-обучение способствует развитию самодисциплины, хотя с этим утверждением можно поспорить – очная форма обучения учит самоорганизации не меньше дистанционной. Но создание комфортной среды, безусловно, имеет значение для достижения результата, а в этом смысле оперативное реагирование учителя, которое легче организовать в режиме «он-лайн».

Волнения родителей о трудностях социализации ребенка при дистанционной форме обучения, отсутствию реального общения со сверстниками в классе сильно преувеличены, как это бывает при внедрении нововведений. Хотя, индивидуальное обучение трудно считать чем-то новым, помня об опыте воспитания детей, например, в дворянских семьях. Как известно, такой опыт, даже при отсутствии компьютерных технологий, подарил миру Пушкина, Достоевского, Бердяева, Дягилева и других великих людей.

Не стоит пугаться цифровых технологий. Они создаются для людей, поэтому нужно научиться их использовать.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Материал полезен?

Новости образования
Т. Синюгина: национальная система профессионального роста охватит около 50% учителей
В ходе состоявшегося в минувший вторник расширенного заседания Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Т. Синюгина, замминистра про..
Т. Синюгина: национальная система профессионального роста охватит около 50% учителей
22 мая 2019 г.
0
89
Детский омбудсмен выступила с предложением о создании новой структуры для объединения детей
Анна Кузнецова, уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка, предлагает создать новую структуру наподобие пионерской организации, которая объед..
Детский омбудсмен выступила с предложением о создании новой структуры для объединения детей
22 мая 2019 г.
0
160
Глава Минпросвещения РФ представила президенту отчёт по итогам учебного года
В ходе рабочей встречи с Владимиром Путиным, президентом РФ, министр просвещения России Ольга Васильева рассказала об итогах учебного года, планах по ..
Глава Минпросвещения РФ представила президенту отчёт по итогам учебного года
21 мая 2019 г.
2
2169
Оставить свой комментарий

Ваш город: