В интервью газете «Известия» академик РАО и глава Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов назвал существующую пятибалльную систему оценивания в школе «позавчерашней» и заявил о том, что возможность отказа от неё сейчас обсуждается. Однако для подобных изменений, по мнению эксперта, прежде всего требуется повышение квалификации учителей.
Комментируя своё заявление, В. Болотов отметил: «И ЕГЭ, и ОГЭ — не пятибалльные системы, основанные на «вычитании» — чем больше отступил от канона, тем ниже отметка, они накопительные».
Также он обратил внимание на то, что в школе сейчас вообще используется четырёхбалльная система оценивания, поскольку «кол» никому не ставят, однако выставляют «четыре с плюсом», «три с минусом». Вот эти «минусы» и «плюсы» и надо легализовать.
В. Болотов рассказал о попытках перехода на многобалльную систему, припомнив большой проект с 12-балльной шкалой. При этом он подчеркнул, что стобалльная система в школе не приживётся, так как «отличить 55 от 57 учителю без специальных психометрических процедур нереально».
Подтвердив, что обсуждение возможности отказа от пятибалльной системы идёт, эксперт акцентировал внимание на необходимости в первую очередь повышения квалификации педагогов.
Присутствовавший на интервью Анзор Музаев, замглавы Рособрнадзора, отметив огромное количество работы по данному вопросу, добавил: «Многие годы идём к тому, чтобы выстроить всероссийскую систему оценки качества. Корень зла в том, что учитель не владеет современными методиками внутришкольного оценивания».
Рассуждая о том, какие внутришкольные инструменты должны появиться, академик РАО напомнил о существовании ассоциации школ, занимающейся созданием критериально-ориентированных систем оценивания.
Он отметил, что в образовании идёт выход на популярные сегодня навыки, активно обсуждаемые в бизнесе, 4 «К» (креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация). Ведь абсолютно «любой серьёзный учитель хочет не тройку по сочинению ставить, а оценивать компетенции ученика; понимать, чего хватает, а чего нет».